
Вопрос о переходе с летней резины на зимнюю становится особенно важным в ноябре, когда температура начинает стабильно падать, а первые заморозки напоминают о приближении холодов. Согласно законодательству, завершить переход на зимние шины необходимо до 1 декабря, но ориентироваться только на календарь неправильно и опасно. О том, при какой температуре следует менять резину, какой тип шин выбрать — шипованные или фрикционные, почему важно учитывать региональные особенности и стоит ли приобретать китайские шины, URA.RU рассказал автоэксперт и автор Telegram-канала «PEREGONCAR» Пётр Баканов.
Когда необходимо менять летнюю резину на зимнюю: основные правила и условия
Основным критерием для замены летних шин на зимние является не календарная дата, а фактическая температура воздуха. Пётр Баканов подчёркивает, что переобуваться следует, когда среднесуточная температура опускается до +4 градусов и ниже.
«Важно учитывать именно среднесуточную температуру, — объясняет эксперт. — Это значит, что ночью уже возможны заморозки, а днём температура поднимается до +3-4 градусов, возможно, до +5. При этом наблюдается стабильный переход через ноль — это первый сигнал». Второй важный признак — когда температура стабильно остаётся около нуля или становится отрицательной. В крупных городах всегда теплее из-за тепла от предприятий, зданий и транспорта, а за городом всегда холоднее, поэтому риски там выше.
«Опасность подстерегает на мостах, эстакадах и в туннелях, а также в местах с сильными сквозняками, — предупреждает Баканов. — Именно там наледь образуется в первую очередь». По его мнению, учитывая прогнозы синоптиков, время для замены шин наступит совсем скоро.
Министерство транспорта РФ советует менять шины, когда среднесуточная температура опускается ниже +5…+7 градусов, либо перед первым гололедом. Эксперты прогнозируют, что в 2025 году этот период наступит 26-27 октября, хотя дата может варьироваться в зависимости от региона.
шипы или липучка: как выбрать зимние шины
Специалисты выделяют два основных типа зимних шин. Шипованные шины оснащены металлическими шипами, которые врезаются в лед, обеспечивая отличное сцепление на скользкой дороге. Их преимущества включают хорошую управляемость и короткий тормозной путь на льду, однако они могут быть шумными и быстрее изнашиваться на сухом асфальте.
Фрикционные шины или «липучки» не имеют шипов, но их протектор покрыт множеством тонких ламелей. Специальная резина сохраняет эластичность на морозе, обеспечивая хорошее сцепление со снегом и льдом без шипов. Эти шины тише на сухом покрытии, но менее эффективны на очень скользком льду по сравнению с шипованными.
Выбор между шипованными и фрикционными шинами — важный вопрос для автовладельцев. Петр Баканов отмечает, что выбор зависит от типа установленной резины. «Если у вас шипованные шины, то их использование на сухом асфальте может быть нежелательным. Однако, если у вас зимняя нешипованная резина, то можно задуматься о замене уже сейчас», — говорит эксперт.
По словам Баканова, при среднесуточных температурах ниже плюс 10 градусов использование зимней нешипованной резины вполне оправдано. При температуре плюс 5 градусов такие шины работают отлично.
Что касается смены зимней резины на летнюю, эксперт также рекомендует ориентироваться на температурный режим. «Когда среднесуточная температура поднимается выше плюс 4 градусов и днем наблюдаются положительные температуры до плюс 8-9 градусов, можно переходить на летнюю резину», — советует Баканов.
Фрикционные шины, или липучки, — это нешипованные шины с большим количеством тонких ламелей в протекторе. Специальная резина сохраняет эластичность на морозе, обеспечивая надежное сцепление на снегу и льду без использования шипов. На сухом покрытии они работают тише, чем шипованные, но на очень скользком льду уступают им в эффективности.
Рекомендации по выбору зимней резины для различных регионов
Эксперт Петр Баков подчеркивает, что выбор зимних шин зависит от региона и условий эксплуатации автомобиля. «Для средней полосы я рекомендую зимние шипованные шины, — утверждает он. — Для северных регионов, безусловно, только шипы. В южных регионах, если вы не поднимаетесь в горы, можно обойтись зимними нешипованными шинами. Но если часто ездите в горы, советую использовать шипы — там ситуация будет совершенно иной».
Особое внимание Баков уделяет особенностям эксплуатации автомобилей в средней полосе России: «Сейчас мы наблюдаем потепление, и зимний сезон становится короче. Если вы используете автомобиль только в городе, где хорошо работают коммунальные службы, и не выезжаете за пределы города, можно рассмотреть вариант с нешипованными шинами».
Однако Баков предупреждает о возможных рисках: «Если вам предстоит поездка за город, это может свести на нет все преимущества нешипованных шин. В случае ледяного дождя и необходимости преодолеть подъем или спуск, вы ощутите всю бесполезность таких шин, которым просто не за что будет цепляться».
Баков также отмечает, что переход через ноль и ледяные дожди становятся все более частыми: «Поэтому тем, кто часто выезжает за город, однозначно рекомендуется использовать шипованные шины. Выбор здесь очевиден».
По статистике, при снежной слякоти шипованные шины работают лучше, а в малоснежные зимы предпочтительнее использовать липучки. Если вам нужно универсальное решение, эксперты советуют выбирать шипованные покрышки.
Российские производители: почему стоит выбирать отечественные шины
Эксперт Петр Баканов обращает особое внимание на выбор производителя шин. Его совет может показаться неожиданным, но он основан на практическом опыте.
«Выбирайте шины, которые производятся в нашей стране, — рекомендует Баканов. — Дело не в патриотизме, а в том, что наши производители, переняв опыт бывших известных брендов, учитывают особенности климата и географии России». Эксперт предупреждает о рисках при покупке импортных шин: «Если вы приобретаете шины даже известных марок, но из Китая, учтите, что они могут быть разработаны для зимних условий в юго-восточных странах. Там могут быть сильные морозы, но мало снега и льда. Это может привести к проблемам». Баканов советует не рисковать и выбирать шины, которые прошли испытания в российских условиях: «Отдавайте предпочтение только тем шинам, которые действительно проверены и подходят для наших климатических условий».
На российском рынке активно развиваются местные бренды, использующие современные технологии и качественные материалы. Российские шины значительно дешевле зарубежных аналогов, что делает их привлекательными для потребителей. При этом они не уступают в качестве — хорошо справляются с различными дорожными условиями, обеспечивают надежное сцепление и имеют высокую износостойкость.
—
Законодательные нормы и штрафы за использование летних шин зимой
Согласно постановлению правительства РФ от 27 мая 2023 года, замена летних шин на зимние обязательна с 1 декабря. Однако в регионах с суровыми климатическими условиями власти могут установить более ранние сроки. В северных регионах и Сибири зимний сезон может начаться уже в октябре или конце сентября.
За использование летних шин зимой предусмотрен штраф в размере 500 рублей или предупреждение по статье 12.5 КоАП РФ. Важно отметить, что летом запрещено использовать только шипованные зимние шины, а нешипованные покрышки можно эксплуатировать круглый год. В весенние (март, апрель, май) и осенние (сентябрь, октябрь, ноябрь) месяцы сезонных ограничений нет.
С 2018 года установка знака «Шипы» на автомобиль не является обязательной, и за его отсутствие не предусмотрены штрафы. В Госавтоинспекции отмечают, что каждый водитель должен самостоятельно подготовить свой автомобиль к дорожным условиям.
Когда менять шины по техническому состоянию
Помимо сезонной замены, важно регулярно проверять степень износа шин. Согласно постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 года, минимальная остаточная глубина протектора должна быть следующей:
-
Для легковых автомобилей (категории M1, N1, O1, O2) — не менее 1,6 мм.
-
Для грузовых автомобилей (категории N2, N3, O3, O4) — не менее 1 мм.
-
Для автобусов (категории M2, M3) — не менее 2 мм.
-
Для мотоциклов (категории L) — не менее 0,8 мм.
Производители рекомендуют менять шины каждые 40 тысяч километров или через пять лет, независимо от степени их износа. Эксплуатация зимних шин с глубиной протектора менее 4 мм категорически запрещена, так как это существенно снижает сцепление с дорогой. Чтобы сохранить шины в хорошем состоянии между сезонами, необходимо обеспечить правильное хранение. Помещение должно быть сухим, без доступа прямых солнечных лучей и хорошо вентилируемым. Оптимальная температура составляет от +10 до +25 градусов Цельсия, а влажность — не более 60-70%. Многие крупные шиномонтажные сервисы предлагают услугу сезонного хранения шин.
Перед отправкой шин на хранение необходимо удалить с них грязь и обработать специальным составом, который предотвращает высыхание резины. Шины без дисков следует хранить в вертикальном положении, а колеса в сборе — горизонтально, чтобы избежать деформации. Перед установкой шин нужно тщательно осмотреть их на наличие повреждений, трещин и вздутий. Измерьте глубину протектора: если шины сильно изношены, их следует заменить. Диски необходимо очистить от грязи с помощью влажной тряпки и мыльного раствора или специального средства.
Рекомендуется провести балансировку колес в сервисном центре, что снизит вибрацию, износ шин и улучшит управляемость автомобиля. Обязательно проверьте давление в шинах с помощью манометра, оно должно соответствовать рекомендациям для вашего автомобиля.
Специалисты советуют менять шины за 7-10 дней до наступления холодов, чтобы избежать очередей на шиномонтаже. Своевременная замена резины позволяет избежать ситуации, когда внезапный снегопад застает водителя неподготовленным.






